Телефон: +7 (495) 664-50-33

Главная Новости

Деревня Вранов

Опубликовано: 19.05.2023

деревня Вранов

Стекольная промышленность в Остршедеке возникла в поместье Остршедек, где она пережила два отдельных периода своей деятельности. Первый был в 18 веке, второй в следующем столетии. Для более детального понимания судьбы первого плавильного завода сохранилось недостаточно источников, поэтому мы можем привести их схематично. В частности, нам ничего не известно о его начале. В 1717 г. выездная комиссия земельного кадастра обнаружила, что в усадьбе находился стекольный завод, основанный двумя годами раньше, т. е. в 1715 г. Зал был «у мельницы» и имел шесть кастрюль. Однако в то время работы в нем уже четверть года не было из-за отсутствия дров и необходимого стекловаренного сырья. В то же время в находке упоминаются и две ступени, которые наверняка находились рядом с плавильным заводом и имели в общей сложности восемь ступеней для дробления кварца. Упомянутая мельница, рядом с которой находился стекольный завод, была мельницей в Лишницах, с одной композицией, состоящей из стояка и лесопилки. Из отчетов, приложенных к Терезианскому кадастру, нам известны имена трех профессиональных рабочих, а именно скельмейстера (Франц Мишель) и двух блистерщиков, которые дробили кварц поэтапно (Якуб Ружичка и Ян Штерфер); другие работники могут быть задокументированы только из регистрационных записей. Рядом с плавильным заводом жил мастер Михель, стеклодувов Дисслинг и Шмидт власти поселили в Остршедеке в коттеджах, из которых некоторое время назад бежали их владельцы. Плавильный завод принадлежал владельцу фермы и в то время работал на его нужды. Вероятно, оно просуществовало недолго, потому что, по мнению визитной комиссии, долго существовать не могло из-за отсутствия сырья. Когда оно прекратило свое существование, можно судить только по регистровым записям: имена местных стеклодувов в последний раз фигурируют в них в 1719 году.

Когда спустя годы в лесах снова выросла древесина, на ферме построили еще один новый плавильный завод, поближе к лесам. Судя по ближайшему селу, он назывался стекольным заводом Хоратика. Мы тоже мало о ней знаем. Мы знаем только имена двух рабочих (стекольщика Петра Гилберта и стекольщика Кристиана Хюна), из другого источника мы узнаем, что где-то в конце 1746 или начале следующего года старый стекольный завод, проработавший восемнадцать лет и в значительной степени местные леса были вырублены в поместье Остредец, которое она уничтожила. Возможно, мы сможем найти эту плавильню в нынешнем поселке Хаверов, где, по преданию, находился стекольный завод. Сегодня видимых следов плавильни нет, лишь несколько лет назад при реставрации пруда в поселке были обнаружены куски сырого стекла, стекольный шлак и даже обломки плавильных тиглей. Еще одно место, где до сих пор находят многочисленные осколки стекла, находится за Хаверовым в юго-восточном направлении, в поле под названием У каплички, которое, согласно народному преданию, было построено местными стеклодувами. Заброшенная часовня в широком поле, куда сегодня не ведет даже дорога, действительно может представлять собой бывший центр небольшого металлургического поселка. О том, что здесь когда-то стоял стекольный завод, свидетельствует и название «Хутье», которое еще в 1880-х годах широко использовалось для обозначения уединения, стоявшего здесь рядом с новым поселением, созданным раабизацией.

Новая глава в истории стекольного производства в поместье Остредец началась в конце 1920-х годов. К этому времени Остршедек снова оказался в частной собственности, но место представителей феодальной знати уже сменили представители зажиточной буржуазии. В 1819 году почтмейстер Хлумца Алоиз Зубати купил Центр на открытом аукционе. Предприимчивый хозяин в очередной раз захотел избавиться от лишней древесины, для которой с трудом нашел рынок сбыта.

Поскольку государственная администрация в это время уже следила за тем, чтобы лесам не угрожало создание новых стекольных заводов, Зубатый должен был доказать, что это не новая сила, а на самом деле просто восстановление прежних операций. ЦК также установил, что поблизости достаточно необходимого сырья (кварц, известняк, глина) и древесины. Пражское губернаторство дало свое согласие на создание плавильного завода в апреле 1828 года, и уже в сентябре того же года плавильный завод уже стоял с несколькими подсобными постройками. Первым арендатором был кельмейстер Франц Адлер, который арендовал новый плавильный завод на восемь лет за годовую арендную плату в размере 400 долларов. м. Поскольку у него самого не было достаточно средств для завершения строительства плавильного завода, он принял в компаньоны стеклодува Яна Ружичку из Збраслава.Построенный плавильный завод был торжественно освящен 15 сентября 1829 года во имя Марии - в честь владельца жена. Вот почему долина, в которой стоял стекольный завод, с тех пор называлась «Марианской долиной».

Начало работы плавильного завода не увенчалось успехом. Вскоре арендаторы отказались от договора. В марте 1830 года Зубатый сдал стекольный завод в аренду компании Лазар Пик и сын из Хабру, которая арендовала несколько стекольных заводов в Богемии. Далее The Picks сдавали в аренду отдельные плавильные печи. Для Ostředek они приобрели молодого стеклодува František Kavalír в качестве субарендатора. Жена Кавалира Антония, двоюродная сестра первого местного мастера скелета Адлера, рассказывает о трудном начале нового коммерческого предприятия в Остршедеке в своих мемуарах «Воспоминания о бабушке Кавалировой» (1930). На плавильном заводе производился пустотелый скол, который транспортировался на рынки в окрестностях, но в основном в Прагу; часть его была очищена до Ческолипско.

После преодоления первоначальных трудностей, особенно со времен самостоятельной деятельности Кавалира, трафик увеличился. Около 1835 года в Остршедеке известны следующие стеклодувы: помимо Франтишека Кавалира, его брата Вацлава, двух Адлеровых, Карбана, Фиалы, Джейкала, Андела, Якуба и Вацлава Сухи. Тот факт, что он осмелился выставить их на промышленной выставке, организованной в 1833 году по случаю визита императора Франциска I в Прагу, свидетельствует о качестве изделий кавалеровского периода. Затем он передал выставленные предметы в шкаф для образцов организации «Единство для поощрения промышленности» в Богемии.

Кавалир остался в Остршедеке при новом владельце фермы, которым с 1834 года был хозяйственный контролер Вацлав Жемличка. Однако в то время он уже начал строить свой стекольный завод на мельнице Кацку в Сазаве. Он начал работать там в 1837 году, затем уехал из Остршедека. После него работы здесь руководил его зять Йозеф Джейкал, который впоследствии также ввел производство листового стекла. Даже после ухода Кавалирова стекольный завод продолжал работать.

В 1844 году ферму купил др. Червинка, стекольный завод, находившийся в его собственности, состоял из построек: плавильного завода, кирпичного дома стекольного мастера, сарая для материалов, дома стекольного мастера, дома стекольного мастера, невысокого здания с конюшней, сарая и амбара, новая конюшня, столярная мастерская и жилой дом, флюсовый цех, недостроенный жилой дом и к этому еще входили три деревянные ступеньки для дробления кварца.

Однако бум стеклоделия длился недолго даже на плавильном заводе в Остредеце. Уже в начале 50-х годов прошлого века чешские стекольные заводы переживали новый кризис сбыта, который сказался неблагоприятно, особенно там, где они по-прежнему сильно зависели от древесного топлива, цена которого продолжала расти. Только те компании, которые уже внедрили угольное отопление, смогли выдержать растущую конкуренцию. В 1851 году на плавильном заводе в Остредеце, принадлежавшем Йозефу Джейко, работало всего 21 мужчина, две женщины и девять детей.

За последние годы существования Остредецкого плавильного завода по традиции сохранились сообщения об очень бедственном положении стекольщиков. Особенно, когда печь на время погасла, их семьи постигли настоящие страдания; тогда рабочие ходили по окрестным деревням прямо выпрашивая еду.

Отсутствие дешевых дров привело к остановке работы центрального плавильного завода. У нас есть отчет от февраля 1883 года, что местный стекольный завод не работает больше года, все рабочие уже покинули Марианскую долину. Последний скельмейстер из семьи Джейкаль, Фердинанд, настолько задолжал убыточному производству, что плавильный завод был продан на аукционе в 1883 году. Его купил его главный кредитор, центральный купец Алоис Блох. Через два года два партнера Карел Зайдл и Йозеф Плахи купили заброшенный плавильный завод, который затем попытался восстановить производство. Однако с самого начала работа была пассивной, поэтому вскоре они снова распались, пока, наконец, в плавильне не остались только сами стеклодувы, без работы и дохода (около 1887 г.). Потом они тоже ушли, кропотливо ища работу в другом месте. Они разъехались по разным стекольным заводам в Богемии, Моравии, Силезии и даже в дальних зарубежных странах.

Здания бывшего стекольного завода были снесены после 1891 года. На их месте осталась только бывшая столовая, которая позже была продана новым владельцам как жилой дом. Сегодня об интересном стекольном производстве в Остршедеке напоминают лишь несколько осколков и фрагментов металлургических кастрюль, найденных на территории стекольного завода.