Телефон: +7 (495) 664-50-33

Главная Новости

История самого известного чешского «пограничника». Как у нас обстоят дела с историей

Опубликовано: 26.05.2023

История самого известного чешского «пограничника». Как у нас обстоят дела с историей

Это, конечно, провокация, кому-то она может показаться оскорбительной. Но речь не идет о сравнении Козины, Чод и Чод собак. Это уважение к истории.

Вот почему мы начинаем прогулочная собака. Это энергичное введение, которое, вероятно, не обескуражит даже тех, кому скучна стандартная история. Это очень странная история. И нелегко судить, насколько это вызвано возрожденческим энтузиазмом, а насколько чем-то вроде желания выиграть выставку собак.

Пойдем. (И будьте осторожны, это не цитата Яры Цимрман. В 1984 году инж. Ян Финдейс по инициативе кинологического эксперта д.т.н. Инж. доктор Вилем Курзе в кинологическом журнале на фотографиях ходской собаки. И призвал потенциальных владельцев этой собаки откликнуться. Цель: восстановление традиционной чешской породы.

На чем основывались эксперты? В их распоряжении был действительно убедительный исторический материал: иллюстрации Миколаша Алша к роману Алоиса Йираска «Псоглавцы». У вас есть это перед вами? Гордый пограничник Хода в широкополой шляпе пристально смотрит на пейзаж и держит в руке шикану. У его ног сидит собака. Собака Чода.

В 1984 году к инженеру действительно обратились два человека. Они нашли во дворе гуляющую собаку. К сожалению, они были из Простейовска, а не из Домажлицкой, где ходы со времен средневековья охраняют границы, но что поделаешь. Спустя столько лет. А точнее сотни лет.

Вы понимаете? Кто-то в Простеевском районе подсмотрел немецкую овчарку, кокер-спаниеля, таксу и черт знает что еще, «прогулочную собаку» в своем классическом сельском помеси. Который, кажется, выпал из рисунка Миколаша Алша.

И г-н Инг. Финдейс и г-н док. Инж. доктор Вилем Курц восстановил породу. У нас есть он. Он уже получил международное признание. И он отличный пес. Темпераментный, отзывчивый и ориентированный на семью. Типичный гибрид.

И так мы часто относимся и к «великим» историям.

Курсы

Они были такими гордыми «северянами» в Чешском бассейне. Не то чтобы они пришли с севера. Их происхождение не ясно. Но это были относительно свободные крестьяне среди крепостных рабочих. Их привилегии проистекали из того, что монарх поручил им важную задачу: охранять границы с Баварией.

Лес перестал быть непроницаемым горизонтом, твердой границей средневекового мира. Люди с обеих сторон границы рубили его, подходя друг к другу - и бдительно. Ходы охраняли чешскую сторону. Может быть, они пришли из Словакии, из , а может быть, это были исконные жители, историки не согласны. Но они все равно были здесь. Они жили в 11 деревнях вокруг Домажлиц и несли вахту. С курами и собаками.

И награда за их услуги была высокой для своего времени. «Обязанностью ходов была охрана западной границы Чехии от набегов войск, предотвращение захвата королевских лесов, а также сопровождение купцов до торгового города Домажлице. За эту службу в качестве пограничников они получили в общей сложности 24 привилегии от своих государей в течение 1325–1612 годов, гарантировавших им определенные права и свободы, отличавшие их от других подданных (например, запрет селить дворян на Ход земли, освобождение от уплаты податей и пошлин, уплата ежегодной царской пени только в размере 24 гривен серебром и они были освобождены от повинности труда)».

Однако с 16 века положение ходов становилось все более непредсказуемым и хрупким. По двум основным причинам. Первое: нельзя доверять монархам и могущественным покровителям. Ведь это многолетний исторический опыт. А во-вторых: стали четче определяться границы, четче регламентироваться отношения между странами. Охранник в виде храбрецов с курами и собаками стал скорее украшением.

Монархи больше не нуждались в Чоди. И поэтому они отдали свои деревни и свои традиции благородным семьям, за поддержку которых они выступали.

Привилегия? Просто лист бумаги.

Фото: Ян Козина на картине Яна Вилимека

Ян Козина, картина Яна Вилимека

Коза и бунт

Это не был типичный «крепостной» или крестьянский бунт. Ничего не напоминает ни о гуситах, ни о восстании 1775 года, ни о "крестьянах под Хлумеком". С современной точки зрения это был скорее бунт «пузыря» правозащитников из среднего класса. Ходы в основном голосовали за юридическую процедуру и мало заботились о судьбе простых подданных. Вернее, он не играл главной роли в их создании. Они сделали это не для них.

Это чрезвычайно интересный эпизод в чешской истории. Искаженный. И забыл.

Власть постепенно погрузила Ходи в «вечную тишину». Монархи уже устали от вечных протестов ходов против обязанностей, возлагаемых на них каждым новым администратором. Они заявили, что у ходов нет никаких привилегий и у них нет другого выбора, кроме как хранить молчание. Такая «нормализация Чода» с 1668 года.

Пик споров пришелся на то время, когда семья Ламинген (Ломикар) получила контроль над деревнями Чода. Семья, получившая известность благодаря поддержке Габсбургов во время восстания сословий в 1620 году.

Ламингены мыслили логично в контексте того времени: нам нужна рабочая сила, субъекты — роботы, нет причин, по которым ходы не должны перейти на робота — принудительный труд для властей.

Но Чод отказывается от этого. По привычке. Из гордости. Из романтической веры в привилегии и права. Они пишут императору. Они посылают делегации в Вену. Они нанимают адвоката. Они хотят защищать свои права законным путем. Никакого бунта. Никаких поджогов ферм или церквей. Адвокат.

Неграмотный крестьянин Ян Сладкий Козина и несколько его соратников неоднократно ходили к императору. Как это могло получиться? Да, верно: хартии привилегий были уничтожены, лидеры «легального мятежа» арестованы, а остальные ходы, после краткой и тусклой попытки настоящего мятежа, быстро признали, что не выдержали шанс и присягнули на верность своим новым хозяевам.

Ян Сладкий Козина, как лидер восстания, получил примерное наказание. 28 ноября 1695 года он был повешен. Может быть, у него был шанс получить помилование. Но любую уступку он считал изменой.

«И даже если меня повесят, я умру как честный человек», — сказала Козина.

Фото: Викисклад

Чода собака

Козья кожа. И его образ. И гуляющая собака

Ян Сладки Козина он был гордым чуваком, который верил в букву закона. Хотя он был неграмотным, он считал, что закон не то же самое, что воля сильных мира сего. Он не мог понять привилегий, лежащих в основе его гордости и независимости, но уж точно не собирался идти на компромисс.

Тип героя чувак люк. Были ли у него шансы на успех в переговорах с императором Леопольдом в Вене? У него не было Но он не собирался в этом признаваться. Закон был на его стороне. А еще гордость и гордыня. Фрайер Люк объединился с Вацлавом Гавелом, который вдалбливает выводы в головы коммунистов Хельсинкская конференция по правам человека. Вы его подписали? Так что держись!

Но мы как бы не хотим и не нуждаемся в таких героях. Во времена национального возрождения и коммунизма мы производили героев другого типа: народных и борющихся с немцами (империалистами).

Козина тоже. Представлено Алоисом Йирасеком – роман Гончие – и многие другие руководители народного восстания против властей и иностранцев.

Небольшой пример того, как дела у Jirásk не ладятся. Собачьи головы? Действительно ли у ходов на флаге было изображение собаки? Но не совсем! Его изобрел Йирасек, и сегодня трудно понять, почему. «Хунденкопф» было скорее оскорблением, по-немецки «hundenkopf» — упрямый и, возможно, упрямый человек.

А эту памятную фразу Козина произнес под виселицей? «Ломикар, Ломикар, в течение года и в течение дня...» Во всяком случае, это то, что люди ассоциируют с Козиной. Конечно, он не сказал. Это легенда, сказка.

Козина был гордым, гордым чуваком. И вроде не хотим.

Не имеет значения. У нас есть гуляющая собака.