Телефон: +7 (495) 664-50-33

Главная Новости

Стенограмма судебного процесса над Оскаром Уайльдом, обнаруженная внуком

Опубликовано: 26.05.2023

14 февраля 1895 года карьера ирландского писателя и денди Оскара Уайльда должна была достичь своего пика. Его последняя звездная пьеса «Как важно, чтобы Филипп был поставлен в модном лондонском театре Св. Театр Джеймса перед избранной труппой и известными критиками. Несмотря на некоторые негативные отзывы, похабный фарс стал событием сезона и следующие шесть недель разыгрывался при аншлаге.

Драматург и писатель Уайльд однако он не выступал перед публикой во время аплодисментов после выступления. Он боялся конфронтации с человеком, который долгое время преследовал его и доставил ему немало скандалов на публике, — маркизу Куинсберри, отцу любовника Уайльда, лорду Альфреду Дугласу. Именно из-за него писатель сел на скамью подсудимых 15 недель спустя. В книге внука Уайльда Мерлина Холланда показано, как любимец публики оказался в подземелье Рединг. Недавно оно было опубликовано издательством под названием «Суд над Оскаром Уайльдом» в чешском переводе Дины Подзимковой. Бета Добровски.

Это стало роковым для писателей пункт 11 поправка к Закону 1885 г. Она была направлена ​​​​на улучшение защиты несовершеннолетних девочек от жестокого обращения в Великобритании, повысив в то время возраст осознанного согласия на секс с 13 до 16 лет. Однако после утверждения в закон была добавлена ​​криминализация «отвратительной безнравственности». Хотя политики не уточняли этот расплывчатый термин, на протяжении десятилетий он тогда трактовался как запрет на половые сношения между лицами одного пола и коснулся десятков тысяч жизней. Он был отменен в 1967 году, еще 13 лет спустя в Шотландии и только в 1982 году в Северной Ирландии.

Для понимания дела важна его предыстория. Уайльд был в отношениях с лордом Дугласом в течение нескольких лет. Его отец, маркиз Куинсберри, пытался устроить скандал на премьере. Впоследствии Дуглас убедил своего любовника Уайльда подать в суд на маркиза за клевету. Иск о наготе по самой своей природе предназначен для восстановления репутации и опровержения клеветы. Но, как пишет Мерлин Холланд в предисловии к своей книге, «всех, кто рассматривает такой процесс, следует предупредить, что те, кто им занимается, часто выходят с запятнанной репутацией, а некоторые даже попадают в тюрьму».

Именно это и произошло с известным писателем. Суд оправдал маркиза по обвинениям. Он, в свою очередь, подал в суд на Уайльда, который был арестован за нарушение нравственности и впоследствии приговорен к двум годам тюремного заключения.

Контролируемое самоуничтожение

Хотя о скандальном судебном процессе весны 1895 года уже были изданы другие книги, только Холланд, ныне единственный внук семидесятишестилетнего Оскара Уайльда, полностью реконструировал его. Предыдущие публикации больше походили на разрозненные пересказы событий или краткие изложения газетных сообщений и стенограмм судебных заседаний. Вероятно, самой известной является работа Харфорда Монтгомери Хайда 1962 года. Несмотря на тщательность, удобочитаемость и превосходное предисловие, она напоминала скорее драматический текст, который к тому же был довольно неточным.

Мерлин Холланд в 2000 году готовил материалы к 100-летию со дня смерти Уайльда. По этому случаю он нашел в Британской библиотеке рукописную копию грима, написанного по крайней мере восемью стенотипистками, о существовании которых до того времени никто не знал. Он использовал эти материалы в книге, которая была опубликована на английском языке в 2004 году, а теперь и в чешском переводе.

"Почему ты только что сделал это?" — спросил Холланд, читая записи. Они действительно подтверждают, насколько легко иск о нарциссизме может обернуться против истца. Но и они несколько корректируют образ самого Оскара Уайльда. Его исказили не только годы, прошедшие после дела, но и он сам. В своих сочинениях из тюрьмы, названных De profundis, он позиционировал себя как мученика и невинной жертвы развратного, испорченного господского сына и его деспотического отца.

Не то чтобы большая часть вины действительно легла на голову возлюбленного Бози, как прозвали лорда Дугласа. Его отец, маркиз, оставил записку, адресованную «Оскару Уайльду, выступающему в роли содомита» в частном лондонском клубе Albemarle. При этом он де-факто обвинил писательницу в однополом сексе.

Сын маркиза убедил драматурга возразить против обвинения. Лорд Дуглас считал, что слишком долго страдал от оскорбительного и иррационального поведения деспотичного отца, от которого хотел освободиться и преподать ему урок через любовницу. Уайльд поддался настойчивости — вполне возможно, сыграли роль гордость и чванство. Он проигнорировал советы друзей. Вместо того, чтобы разорвать записку и отпустить ее, он запустил цепочку событий, которые привели к его контролируемому самоуничтожению.

Судясь с наготой, Уайльд довольно опрометчиво забыл один факт: маркиз обвинил его в том, что он «выступает» содомитом. Когда его защитник спросил, правдивы ли какие-либо утверждения, Уайльд ответил, что это не так. Но маркиз нанял частных сыщиков, которым было нетрудно идти по следам слухов и домыслов. Они доказали, что писатель не только действует как содомит, но и действительно им является, потому что вступает в половую связь с лицами того же пола. Тогда уже не составило труда разорвать иск о наготе — и отправить самого Уайльда в суд через три недели после оправдательного приговора. Здесь вступает в действие раздел 11.

Наивные ожидания

Во многом книга Холланда представляет собой увлекательное исследование не только последних лет жизни Оскара Уайльда, умершего в 1900 году в возрасте 46 лет, но и повседневной реальности поздней викторианской эпохи.

Ценно не только предисловие ныне покойного писателя Джона Мортимера, но прежде всего предисловие, вышедшее из-под пера самого Мерлина Холланда. Он подробно обсуждает предысторию событий и цитирует множество источников, от частной переписки до произведений Уайльда. В основной части, читая показания свидетелей, мы заострим внимание на различных социальных слоях: представителях высших кругов, а также посыльных, официантах, вымогателях и проститутках, давших показания в суде.

Стенографические стенограммы судебных процессов могут показаться утомительным и скучным для некоторых, но они являются отличным учебным материалом не только для тех, кто интересуется правом, но и британской культурой или обществом. Тогда можно лучше понять другие суждения, связанные с литературой, например, американский иск 1960 года против издателя Penguin по поводу предполагаемой непристойности романа писательницы леди Чаттерлей. Д. Х. Лоуренс.

Наиболее примечательна роль Уайльда в этом деле. Можно было бы ожидать большей предусмотрительности и, прежде всего, рассудительности в словах от человека столь потрясающе смешного и красноречивого. Только после того, как иск был подан, писатель понял, как он «позволил себе попасть в ловушку, позволив Бози контролировать его, а отцу напугать его». Он наивно рассчитывал устроить еще одно выступление перед жюри и еще больше порадовать лорда Дугласа. Он ошибался в обоих.

В книге Мерлин Холланд заполняет многие пробелы в истории семьи. Он продолжил дело, уже начатое его отцом, писателем и переводчиком Вивьяном. Он годами хранил все материалы об Оскаре Уайльде и судебных процессах над художниками или гомосексуалистами вообще.

В какой-то степени Холланд подготовил почву для реабилитации своего деда. Затем он был помилован по так называемому закону Тьюринга от 2017 года вместе со многими другими аналогичными осужденными и получил извинения от государства. В то же время книга проливает больше света на последние годы жизни известного драматурга и бонмотиста.

«Мы все застряли в грязи, но лишь некоторые смотрят на звезды», — писал однажды Уайльд. То же самое можно сказать и о нем. Даже в самые трудные времена, без финансов, семьи, разбитый и отвергнутый, будь то в тюрьме или в изгнании во Франции, куда он отправился в 1898 году после освобождения и где, кроме своего последнего стихотворения «Баллады о тюрьме Рединг», он написал только письма, он оставался язвительным критиком и страстным поклонником жизни и искусства. А главное, мастер слова, подобных которому было немного до него и после него.

Книга

Мерлин Холланд: Суд над Оскаром Уайльдом

(Перевод Дины Подзимковой)

Издательство Beta Dobrovský 2022, 424 страницы, 450 крон.